Страницы истории ювелирного искусства PosudaShop24.ru.

30-е гг XX века . 

            Время военных заказов, казалось, уходит в прошлое, им на смену пришли изделия мирного характера: письменные принадлежности и бижутерия. Тогда меняется и круг образцов современного ассортимента: кинжалы, шашкиложки, вилки и посуда уступили место  письменным принадлежностям, трубкам портсигарам флягам, пудреницам, брошкам.

            Для  кубачинского промысла эти годы стали периодом жесточайшей борьбы за выживание на новом российском экономическом пространстве. Многое из того, что ранее делали мастера, утратило актуальность, а новые предметы, чуждые быту «страны кольчужников», еще не получили должного художественного осмысления.

1 1 2Только возможность работы над выставочными проектами и правительственными заказами ( в том числе наградными изделиями) позволяла кубачинским ювелирам  в полной мере демонстрировать миру мощь и высокий уровень своего мастерства. Именно эти изящные и довольно простые изделия смело можно назвать первыми предметами ювелирного искусства советского периода. Их уникальность заключается не только  в своеобразном художественном оформлении, которое носило одновременно «кубачинский» и «русский» характер, но и в сознательном стремлении мастеров создать  совершенно новый для себя тип современного ювелирного изделия.

В то же время сама историческая эпоха и общественно-политическая жизнь предъявляли свои требования к творчеству художников. Не вникнув в глубину и специфику кубачинского ювелирного промысла, от ювелиров стали требовать новых сюжетов и изобразительных решений с постоянной оглядкой на агитационно-массовое искусство с его стилистикой и традициями, чуждыми дагестанскому искусству. Величественная созерцательность, свойственная художественной культуре народов Северного Кавказа, оказалась несовместима с прямолинейностью ранней эстетики социалистического реализма.

Так, в конце 1920-н. 1930-х гг. кубачинским мастерам было предложено создавать рисунки на производственные темы по примеру художников российских фарфоровых и текстильных предприятий. Еще были памятны кубачинские портсигары с советской эмблематикой, выполненные мастерами в 1825 г. для международной выставки в Париже. Но эта инициатива не принесла  желаемого результата; никто не учел, что традиционный тип графического рисунка, которым владели ювелиры Кубачей, не предполагал сюжетных и предметных изображений и был рассчитан на сугубо орнаментальные композиции.

В начале 1930-х гг. кустарная ювелирная артель «Саниаткар» реорганизуется,  переименовывается в артель «Художник» и вскоре по инициативе Всесоюзного кооперативного промсовета и Всесоюзного комитета по делам искусств при СНК СССР получает заказ от Мосторга, единственной организации в стране, торговавшей изделиями из драгоценных металлов. Юбилейные торжества 1935 г. в честь 15-летия образования Республики Дагестан предоставили художникам блестящую возможность продемонстрировать сове уникальное мастерство на самом высоком государственном уровне. Ювелиры артели создали исключительные по совершенству подарочные произведения для официальных торжеств.

Хотя заказные подарочные изделия мастера промысла делали всегда, именно  с середины 1930-х гг. начинается эпоха создания уникальных авторских произведений ювелирного искусства в рамках официальных правительственных заказов. Тогда же в Кубачах был организован промколхоз им. Э. Тальмана, в который вошла и артель «Художник».

Острая необходимость быстро и качественно выполнять большой объем красивых и одновременно легких в исполнении и монтировке мелких вещей, не лишенных в то же время выразительного кубачинского «подчерка» мундштуки, трубки, письменные принадлежности, визитницы ювелирные украшения), вынуждала мастеров все время экспериментировать с формой изделий и стилем их оформления. 

 002222мадамНа смену трудоемкой глубокой резьбе приходит «гладкая» чернь и гравировка, которые и формируют основу нового «кубачинского» стиля. Ажурная резьба по кости (см. статью:, благодаря своей  выразительности и сравнительной простоте, начинает занимать значительное место в художественном арсенале промысла. Реже стали применять насечку золотом по кости и железу, инкрустацию. Теперь  они, как и цветная эмаль — признак подарочного  и выставочного  произведения.

Сказочная «восточная» манера украшения кубачинских серебряных вещей практически сразу возвела их в ранг «необязательных» предметов роскоши, что неблагоприятно сказалось на дальнейшем развитии промысла. Необходимость адаптировать технологический процесс к более рациональным условиям промкооперации привела к изменению структуры производства и упрощения дорогостоящих техник. Основной акцент был сделан на изготовление массовых недорогих изделий.

Постоянный сырьевой дефицит заставил мастеров артели в ювелирных украшениях с гравировкой, чеканкой и оксидированием (чернением) помимо серебра широко использовать медь и дерево. Этот прием стал отличительной приметой  времени.

 Поиск новых образцов и путей дальнейшего развития  производства в 1920 — 1930-е гг.  привел к столь частой смене ассортимента, что сегодня единичные, чудом сохранившиеся предметы могут украсить собой любую музейную или частную коллекцию.

Исключительно ответственным правительственным заданием 1937 г. стало участие мастеров кубачинской ювелирной артели «Художник» колхоза им. Э. Тельмана в экспозиции СССР на Международной художественно-промышленной выставке в Париже. Этот всемирный форум должен был продемонстрировать политическим противникам триумф советского строя и показать, каким высоким художественным и производственным потенциалом обладает советская страна как наиболее перспективный деловой партнер. для кубачинских мастеров подготовка к этой выставке была сопряжена не только с разработкой совершенно нового для себя ассортиментного ряда, понятного европейскому покупателю, но и важным опытом по выработке дальнейшей стратегии развития кубачинского промысла.