Секреты ювелирного искусства КУБАЧИ. (часть 1)

Гравировка

 Наиболее распространенной ювелирной техникой была и до сих пор остается ГРАВИРОВКА. Именно на гравировке основан основной принцип художественного украшения кубачинского произведения.

Мастерство гравировщика всегда занимало высшую квалификационную ступень в профессии златокузнеца. Оно требует абсолютного владения техническим рисунком и орнаментальной культурой, так как узор на серебряную заготовку, начиная с эскизного подготовительного этапа, наносится сразу стальным резцом (тонким штизелем). Затем более крупным резцом тщательно прорабатывается вся композиция. Глубина резного контура зависит от вида художественной обработки.

Помимо основных узоров, более мелкой гравировкой наносят дополнительные — для тщательной отделки крупных деталей орнамента.

Глубокую гравировку часто называют «кубачинской чеканкой». Она используется на предметах с тонкими стенками корпуса. Наиболее выигрышно резные орнаменты смотрятся на плоскостях, где динамичная фактура узора обладает более выразительным светотеневым эффектом.

В глубокой резьбе по серебру все отражается от мельчайших граней. Тонкие сверкающие лучи пересекаются, преломляются, и вся поверхность превращается в сияющее «алмазным» блеском поле, в котором теряются границы рисунков. Золочение резьбы создает такой же яркий декоративный эффект, но уже солнечного мерцания.

(Из книги "Ювелирное искусство. Кубачи)