Секреты ювелирного искусства Кубачи (часть 2). ЧЕРНЕНИЕ

 Чернение — «горячий» способ художественного оформления изделий из мельхиора или серебра графическим орнаментом черного цвета по гравированному узору. это особый художественный прием, который называется «гладкой» чернью. его особенности проявляются в определенном принципе расположения мелкого черневого узора в одной плоскости с поверхности фона.

В зависимости от индивидуального «авторского» или «семейного» рецепта состава и пропорций всех химических компонентов в сплаве, черневая масса имеет множество модификаций, но при этом обязательно включает в себя следующие вещества: серебро, свинец, медь, серу.

Из такого стекловидного сплава делают порошок, который замешивают раствором поташа в густую массу. Полученную «мазь» наносят на гравировку с таким расчетом, чтобы при плавлении в черневом покрытии не образовывались пустоту. Состав закрепляют методом плавления.

После чернения поверхность изделия обрабатывают напильником и наждачной бумагой. Черневая масса прочно вплавляется в металл, поэтому изображения на изделии не крошатся и не стираются с течением времени.

На блестящих поверхностях светло-желтых (позолоченных) и белых по цвету металлов (к примеру, серебро и мельхиор) черневой орнамент смотрится очень четко, напоминая рисунок китайской тушью. При этом именно лаконичная цветовая гамма и резкий контраст между цветом металлического фона и темным рисунком придают черневым изделиям подчеркнутую выразительность и внутреннюю экспрессию.

На качество черневого рисунка влияют химический состав массы и технические свойства металла основы; только серебро и золото способны прочно «удерживать» расплавленный узор. Отличительной особенностью кубачинской черни является темно-синий оттенок черневой массы.

Сложность технологического процесса заключается не только  в особых температурных условиях плавления черни, но и в необходимости очень тщательно провести все подготовительные работы: вырезать нужной  глубины ячейки для узора, в который вплавляется черневая масса. Для работы  в этой технике мастер должен иметь высокую квалификацию, владеть искусством рисунка и гравировки, быть художником, химиком и кузнецом одновременно.

(Из книги "Ювелирное искусство Кубачи)