Как научить ребенка пользоваться серебряной ложкой?

В процессе обучения ребенка хорощим манерам за столом большую роль играет, конечно же, собсвенный пример родителей. Играет роль и сервировка стола, желательно, чтобы ребенок принимал пищу в условиях высокого сервиса. Это значит, что стол должен быть покрыт скатертью. Хлеб малыш должен привыкать брать самостоятельно из хлебницы. Бумажные салфетки должны стоять с салфетнице, они в любой момент придут на помощь вашему ребенку, чтобы вытереть подбородок, губы. Хорошая, красивая, соответсвующая серебряная посуда дополнит общее впечатление  и создаст настроение для приема пищи.

В начале, будем откровенны, если малыша не учить пользоваться ложкой, ребенок не овладеет навыком самостоятельного приема пищи и к трем годам. И другое – сам процесс пользования ложкой для малыша не слишком прост. Почему?

Во-первых, потому, что у малыша пока не развита мелкая моторика пальцев, во-вторых, нет координации двежений руки, несущей ложку ко рту. Особенно трудно ребенку поднести ложку, наполненную жидкостью, поэтому учить пользоваться ложкой, как и другими столовыми приборами, нужно заранее. Особенно для этого подойдет детская серебряная ложка с яркой, запоминающейся картинкой на ручке. Всем известно, хорошее влияние частиц серебра на еду и, особенно, питье. Именно из-за этого, все знают  о традиции ребенку дарения серебряной ложки   “на первый зубок” или  крещение.

baby feeding kidС помощью серебряной ложки можно научить малыша тому, что у него не получается. Малыш обычно переворачивает ложку раньше, чем коснется ее кончика губами и втянет жидкость. Ребенок пока не умеет этого, поэтому часто суп остается на нагрудничке или рубашке. Акт приема пищи не такой уж простой, в нем участвуют и рука, и глаза, и рот и у малыша должно сложиться четкое ассоциативное взаимодествие в системе связей этих органов. Исследования ученых показали, что в начале второго года жизни малыш пытается пользоваться ложкой как продолжение своей руки. Это выражается в том, что ребенок старается захватить ложку возможно ближе к ее рабочему концу, но, не стесьняясь, лезет пальцами в ее углубление, лишь бы часть, которой непосредственно орудуют, по возможности сливалась в его кулачком. Родители должны помочь малышу показать как пользоваться ложкой , “рисунок” этого действия должен быть отработан до автоматизма, тогда навык ребенка перейдет в привычку, но привычка при этом должна складываться на основе правильного примера, ведь переучивать ребенка намного сложнее, чем изначально научить так, как нужно. В совместной дестельности с ребенком взрослый выполняет сразу несколько функций: во-первых, взрослый практически раскрывает ребенку смысл действий, его общественную функию; во-вторых, он организует действия  и движения ребенка, передает ему технические приемы осуществления действий; в-третьих, он через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребенка.

Методы обучения ребенка пользоваться серебряной ложкой:

  • Метод показа. Ребенок должен видеть взрослого за приемом пищи.
  • Мотод “пассивных” движений. Взрослый кормит ребенка, фиксируя его руку в своей руке, не позволяет переворачивать ложку и следит, чтобы ребенок донес ее до рта в горизонтальном положении. Так складывется двигательный “рисунок” в овладении навыком приема пищи.
  • Метод подражания. Понося ложку, а вернее подводя руку ребенка ко рту с наполненной ложкой, взрослый вытягивает губы трубочкой и как бы втягивает ее содержимое губами, т.е. показывает это действие. Малыш вытягивает губы, подражая взрослому, и снимает с ложки пищу.
  • Метод неоднократного повторения. Взрослый отпускает руку ребенка с пустой ложкой, и малышщ погружает ее в тарелку, вновь наполняя. Когда навык закрепится родитель должен убелиться в том, что малыш способен сам горизонтально донести ложку до рта и снять с нее пищу. После этого можно считать, что обучение действиям приема пищи (техническая сторона) состоялась. Далее умение малыша будет оттачиваться с каждым приемом пищи.
  • Метод докармливания. Взрослый ( на протяжении всего раннего детства), давая посильную самостоятельность малышу, вместе в этим докармливает ребенка второй ложкой, держа ее в своей руке. Это необходимо, т.к. ребенок очень мал, быстро устает сидеть за столом и может отвлекаться. Поэтому родитель, видя его усталость, берет вторую ложку и начинает его докармливать, поощряя малютку и похваливая его. Малыш держит свою ложку важно, он остается активным участником всей ситуации в целом, самостоятельность его по прежнему налицо.