История обработки СЕРЕБРА

Серебро – очень «мягкий» металл,  и  наши мастера используют в ручной обработке  различные технологии: гравировка, чеканка, позолота, нанесение эмали, чернение. Пластичность чистого серебра настолько высока, что из 1 грамма металла можно, к примеру, с помощью волочения вытянуть проволоку длинной около 2 метров. Тончайшая проволока из серебра – бить – используется в серебряном шитье. Высокая пластичность серебра позволяет изготавливать из него листы толщиной в четверть микрометра. Это свойство используется в производстве сусального серебра.

svojstva serebraВсем известно, что серебро также обладает высокой отражательной способностью. Поэтому с древнейших времен зеркала делали из серебра, отполированного до блеска. В современных зеркалах этого драгоценный металл наносится по специальной методике на стекло с обратной стороны очень тонким слоем.

В X-XI веках в художественной обработке серебра больших успехов достигли мастера Киевской Руси, о чем писал древний автор Теофил в своем трактате о технике ювелирного дела. Древнерусские мастера искусно применяли технику перегородчатой эмали, скани и зерни, чеканки и басмы, гравирования. Ими были созданы бесценные изделия из серебра с «припуском» черни.

Начиная с XII века центром производства серебряных изделий становится Москва. В мастерских изготавливали серебряную посуду: братины, чарки, ковши, на которых нередко гравировали надписи, узоры, орнаменты. Черневыми узорами украшали тарелки, стопки, чарки, табакенрки, оклады икон. Особенно славилось искусство серебряных дел мастеров древнего Великого Устюга, Костромы, Кубачей.

Начиная с 1840-х годов в русском декоративно-прикладном искусстве шел процесс создания нациальной школы. Все чаще взгляд мастеров обращался к орнаментальному богатсву и многокрасотности древнерусского прикладного искусства, что привело к формированию неорусского стиля. В данном контексте любопытно сравнить опыт двух столиц- Москвы и Санкт-Петербурга. В Петербурге придердивались в основном западного направления, т.к. там работало немало европейских мастеров сребряников и ювелиров. Петербугские мастера отличались высокой квалификацией, но не предложили принципиально новых художественно-стилевых решений. В Москве же яркое выражение получила национальная школа художественного серебра, и, кроме того, она способствовала развитию системы его производтсва. Так, если в XVIII – первой половине XIX веках среебряное дело в России было состредоточено в руках отделҗных мастеров-ювелиров или в небольших мастерских, работавших в основном “на заказ”, то вторая половина XIX – начало XX века – время появления новых технологий, позволяющих удовлетворять растущий спрос российского покупателя на вещи, созданные в неорусском стиле.

pages fhliV1jLUPВсе это способствовало возникновению и дальнейшему быстрому развитию отечественных ювелирных фирм. Как и российский художественно-промышленные выставки, которые регулярно проводились с 1828 года. Постоянная конкуренция и широкий рынок сбыла стимулировали поиск новых технологий и технических приемов в работе с серебром, сохранение высокого художественного уровня продукции, чистоты отделки. Поэтому к сотрудничеству с ювелирными фирмами привлекали известных ходожников, скульпторов, на их предприятиях организовывали профессиональные учебные центры. Так, к примеру, в фирме Сазанова (основанной в 1793 году купцом П.Ф. Сазановым, владельцем мастерской по изготовлению серебряных изделий) работали Быковский, Витали, Клодт. В фирме Губкина (основанной в 1841 году купцом и фабрикантом И.С. Губкиным) работал академик Бортников.

При фабрике золотых и серебряных изделий П. А. Овчинникова, основанной в 1853 г., была организована одна из самых крупных школ по подготовке художников и мастеров по серебру, что позволило организовать выпуск сравнительно недорогих и качественных изделий, доступных широким слоям общества.

Многочисленность русских ювелирных фирм обеспечивала разнообразие моделей и технологий обработки серебра. При этом каждый производитель имел свое  «лицо»: так, фирма Постникова специализировалась на изделиях в технике скани, фирма Овчинникова-  на изделиях с эмалью, фирма Хлебникова – на имитациях в серебре других материалов, фирма Семенова – на изделиях с чернью, фирма Губкина – на чеканных работах по серебру, фирма Фаберже – на эмали по гильоширу, Кубачинские мастера – на производстве серебряной посуды.

Русское художественное серебро благодаря деятельности отечественных ювелирных фирм и производителей приобрело общеевропейскую известность, а школы русского художественного серебра стала явлением в европейской декоративно-прикладном искусстве.

Таким образом, хотя серебро и считалось вторым после золота благородным металлом, но по универсальности и разнообразию применения золото было и до сих пор уступает ему первенство.

Дарите на радость, пользуйтесь на здоровье!

Ваш интернет-магазин серебряной посуды и аксессуаром из серебра

www. PosudaShop24.ru