В русском художественном серебре начала века отчетливо прослеживаются и новые черты. Особенно это заметно на примере изделий из серебра с эмалҗю, которые в это время получили большое распространение. При этом значительно изменился характер эмалевого декора.
Эмаль оказалась исключительно удобным материалом для конкретного выражения идей фольклорности “новорусского” стиля при украшении изделий. Расширилась палитра эмали: использовалось огромное количество цветов и оттенков, в том числе и не известная ранее в русской эмали широкая гамма лилового цвета, характерная для модерна.
Обращение к фольклорным источникам при решении образа серебряной вещи как в формировании, так и в ее декоративной отделке стимулировало интерес к русской эмали, в частности к традиции усольских расписных эмалей. Это привело к замене дробного и суховатого по своему рисунку, локального эмалевого декора, выполненного, как правило, в технике эмали по скани, пышным, сочным цветочным и травным расписным эмалевым орнаментом, сплошь покрывавшим поверхность предмета. Нередко в этот орнамент включались персонажи русского фольклора – прица “сирин”, сказочные богатыри и др.
Использование обновленной традиции расписных усольских эмалей в изделиях из серебра “новорусского” стиля позволило создать новые по своей художественной значимости, оригинальные вещи. Для национального варианта модерна в серебряной посуде стали характерны холодные эмали, которые в основном применялись для воспроизведении в изделиях сцен и сюжетов из былин и сказок, близких по своей стилистике живописи Васнецова.
Появились и технические приемы, присущие только “новорусскому” стилю, например совмещение штампа, имитирующего чеканку или литье, с холодными эмалями. Часто использовалось также сочетание полудрагоценных или поделочных камней с горячими эмалями по скани или горячими расписными эмалями. И совсем новым приемом для украшения посуды из серебра в начале века стала техника “винтажных”, или, как ее еще называли “оконных” (прозразных), эмалей, что придавало изделиям необычайно изысканный, как бы невесомый вид. При ярком освещении, в лучах света вещи, выполненные в этой технике, сверкали, как драгоценные камни.